Среда 03/06/2020
Новости Варны и Болгарского Побережья


Триумфальная арка останется без упаковки – болгарин Кристо умер

Автор: Неля Курамшина в: Культура Новости дата публикации: Июнь 3, 2020

Национальную галерею в Софии хотят назвать в его честь

30 мая в Нью-Йорке умер Христо Явашев. Художник-концептуалист болгарского происхождения, известный во всем мире как Кристо, знаменит тем, что упаковывал здания, мосты и даже острова.

Христо Явашев на фоне одного из своих арт-объектов

Последний его проект остался незавершенным: Триумфальная арка в Париже теперь не дождется своего убранства. Превращение архитектурного символа французской столицы в арт-объект должно было состояться летом этого года.

Газета The New York Times писала, что перформанс приурочен к ретроспективной выставке работ Христо Явашева и его супруги Жанн-Клод де Гийбон (Jeanne-Claude de Guillebon) в Центре Помпиду.

Но выставка работ знаменитого болгарского художника в Центре современных искусств Помпиду все-таки откроется, но уже в июле. Она была запланирована на март, но отменена из-за ситуации с коронавирусом. К сожалению, выставка станет посмертной.

Триумфальная Арка. Несостоявшаяся работа

Христо Явашев родился в 1935 году в болгарском Габрово, учился в Софийской академии художеств. Талантливый живописец и скульптор встретил спутницу жизни, единомышленника по искусству и успешного менеджера Жанн-Клод де Гийбон в Париже в 1958 году.

Упакованный портрет Жанны-Клод де Гийбон

И пара начала реализовывать свои необычные работы по упаковке предметов и объектов. Поп-арт, к которому относились работы Кристо, вызывал много критики в «окультуривании» предметов потребления. Тем не менее, он стал широко известным направлением в искусстве.  

Укутанные деревья

Однако замыслы художника были куда шире и грандиознее. Супруги на протяжении нескольких лет оттачивали технику «укутывания». Христо использует ткани, его работы демонстрируют «смертность» всего сущего. Объекты «исчезают» под тканями и покрывалами.

Супружеская чета известна миру, как разработчики техники «эмбаллажа» (от «emballer»), которая преображает предметы путём их упаковки или обертки.

В 1969 году Христо и Жанна-Клод “упаковали” небольшую часть побережья Австралии. В 1970 году – укутали занавесом долину в Скалистых горах американского штата Колорадо. В 1985 – упаковали парижский мост Пон-Нёф, а в 1995 – здание берлинского Рейхстага.

Обернутый Рейхстаг

На реализацию этих необычных проектов уходило по многу лет. Приходилось долго убеждать, потом согласовывать, много времени занимала подготовительные работы. А большинство их арт-объектов просуществовали всего несколько месяцев.

Мост Понт-Неф

Но необычные произведения на стыке арт-искусства и архитектуры остались в фотографиях, видео и кинокадрах, а также в памяти восхищенных зрителей. “Упакованный Рейхстаг” посетили более 5 миллионов человек, мост Пон-Нёф привлёк более 3 миллионов зрителей. А работающая по сей день “Плавающие пристани на озеро Изео” в Италии собирает огромные очереди людей, желающих лично пройти по озеру.

Плавающие пристани на озере

“Не следует искать в моем творчестве особого смысла, – говорил Кристо журналистам. “Визуальное искусство играет исключительно с формами и пропорциями. Все наши проекты с Жанной-Клод всегда находились за пределами здравого смысла, они были иррациональными и бесполезными.

Занавес в горах

Наши произведения не имели ничего общего с пропагандой, потому что все, что обладает так называемым “социальным значением”, является, по сути, пропагандой: экономической, политической, религиозной, экологической. А наше искусство – это чистое искусство”.

Ворота

Причем огромные по затратам проекты художники выполняли целиком на свои средства. Под  описанием будущего замысла традиционно Кристо и Жанна писали что-то вроде «Спонсоров просят не беспокоиться». Поскольку свободу и неангажированность Кристо считал главным принципом работы художника.

Часть инсталляции Окруженные острова

Христо Явашев в искусство поп-арта подался не потому, что был не востребован и неуспешен как живописец и скульптор. Художник искал великое в простоте, размах его души и таланта просили более масштабного воплощения. Это стало возможным благодаря менеджерским талантам жены и единомышленницы, а также их стоическому упорству в продвижении своих необычных идей от замысла к воплощению. В итоге эти грандиозные арт-объекты сумели увидеть свет.

Супруги во время работ над обертыванием Рейхстага

Художник потерял свою музу и жену в 2009 году. Сам ушел в спустя 11 лет. В сообщении о смерти Христо написано: «Умер по естественным причинам». Вполне возможно, ведь художнику было 84 года. Но после ухода Жанн-Клод Кристо создал всего лишь одну работу. Поэтому, полагаю, можно сказать, что художника подкосила потеря. Некоторые люди, как лебеди, создают пару на всю жизнь, и не могут жить, когда один из них уходит.  

Дорога

Говорят, когда уходит человек, с ним уходит целая Вселенная. В отношении художника это выражение особенно верно, поскольку с его смертью уходит и придуманный им особенный мир. И нам никогда больше не увидеть новые завернутые Кристо острова, архитектурные памятники или просто деревья.

Острова

В Болгарии уже заявили, что хотят назвать художественную галерею в Софии его именем. Будет ли главное национальное хранилище искусств называться «Кристо» или «имени Христо Явашева», не важно. Важно, что на родине художника будущие творцы будут на его примере учиться, что можно мечтать об удивительном. И когда у тебя есть талант, упорство и единомышленники, даже такие необычные мечты сбываются.

На фото сверху – выпущенная во Франции марка с изображением “Обернутого моста Понт-Неф”. Надпись на ней: Кристо и Жанн-Клод